Обзор новых поправок в ПДД, вступивших в силу 21.11.10. Обгон, опережение, встречный разъезд В этой статье рассматриваются изменения, внесенные в 11-ю статью ПДД и касающиеся обгона, опережения и встречного разъезда.
В первой части были рассмотрены все интересные поправки в ПДД, принятые в мае этого года Правительством РФ и вступающие в силу в это воскресенье, кроме изменений, внесенных 11-ю статью ПДД, касающихся обгона. Сейчас 11-я статья ПДД называется «обгон, встречный разъезд», а с 21.11.10 будет называться «опережение, обгон, встречный разъезд». А теперь обо всем по порядку.
Под номерами (№) обозначены пункты из таблицы, приведенной в статье «Перечень новых поправок в ПДД РФ, которые вступают в силу 21 ноября 2010 года» (http://maps.mail.ru/articles/?id=36)
1. (№ 1 и № 2) Введено новое понятие – «опережение». «Опережение» - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства».
Понятие «обгон» в связи с введением понятия «опережение» изменено. Теперь «обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
То есть ранее понятие «обгон» включало в себя и обгон, и опережение. Часто в формулировках ПДД требовалось уточнять, что именно имеется ввиду под словом обгон. Теперь эти понятия хорошо разделены:
o Опережение – движение со скоростью большей, чем скорость попутно движущегося Вам автомобиля;
o Обгон – опережение с выездом на встречную полосу.
2. (№ 13) С учетом введенных новых понятий, немного изменены пункты 11.1 и 11.2. ПДД. Но эти изменения не существенные и смысловой нагрузки скорее не несут.
3. (№ 13) Исключены из ПДД пункты 11.3 и 11.4 за ненадобностью в связи с изменением значения понятия «обгон».
4. (№ 13) Опережение по новым поправкам будет запрещено только на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов.
5. (№ 13) Обгон (в новом значении этого понятия) будет запрещен:
o на регулируемых перекрестках;
o на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (соответственно, обгон не запрещен на нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге);
o на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов (соответственно обгон не запрещен на пешеходном переходе, если пешеходов на нем нет);
o на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
o на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях (в том числе на тех мостах, путепроводах, эстакадах, под ними и в тоннелях, где не указано запрета обгона либо разметкой - одна или две сплошные линии, либо знаками – 3.20 «обгон запрещен»*);
o в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
* 3.20 обгон запрещен
6. (№ 13) Уточнен список транспортных средств, которые обязаны обеспечить возможность их обгона или опережения вне населенных пунктов при затруднении их обгона или опережения. Теперь это: тихоходные ТС**; ТС, перевозящие крупногабаритный груз***; ТС, двигающиеся с фактической скоростью, не превышающей 30 км/ч.
7. (№ 21) Теперь знак 3.20 «Обгон запрещен»* не будет распространяться на случаи, если перед Вами едет тихоходное ТС**, а также гужевая повозка, мопед или двухколесный мотоцикл без коляски. Тут необходимо учитывать два обстоятельства:
o обгон (в новом значении этого понятия) указанных ТС может быть произведен только в случае отсутствия других условий, кроме знака 3.20 «Обгон запрещен»*, запрещающих данный маневр, а именно: сплошных линий разметки и всего того, что перечислено в 5-ом пункте данной статьи.
o гужевую повозку, мопед и мотоцикл без коляски визуально опознать на дороге не сложно. А вот с тихоходным ТС намного сложнее.
** В ПДД нет определения этого понятия. Оно встречается только в приложении к ПДД «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». Там упоминается, что опознавательный знак**** «тихоходное ТС» должен быть установлен «сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч». То есть, если автомобиль, движущийся перед Вами с фактической скоростью меньше 30-ти км/ч., не является тихоходным ТС (трактором, комбайном, катком и т.п.), то обогнать такое ТС при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен»* нельзя.
Таким образом, данная поправка направлена на то, чтобы оказавшись в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен»*, Вы могли бы не плестись за медленным трактором, а обогнать его.
*** «23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз»*****, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета».
**** Тихоходное ТС
***** Крупногабаритный груз
Полностью переписанный 11-й пункт ПДД («Обгон, опережение, встречный разъезд») и связанные с ним изменения будут рассмотрены в Части 2 данного обзора. В Части 1 представлены все остальные интересные изменения, которые следует знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге.
Ниже под номерами (№) обозначены пункты из таблицы, приведенной в статье «Перечень новых поправок в ПДД РФ, которые вступают в силу 21 ноября 2010 года.
1. (№3) Введено несколько новых понятий.
o «Дневные ходовые огни» - это те, которые должны быть включены в светлое время суток на любом ТС, оборудованным данными световыми приборами (п. 19.5 ПДД). На данное оборудование даже есть ГОСТ Р 41.87-99, изданный в 2000 году и полностью повторяющий текст аналогичного документа из Правил Европейской Экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), вступившего в силу в 1990 году.
o «Препятствие» - этого понятия особенно не хватало в ПДД. Теперь четко прописано, что препятствием не являются «затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил». Препятствием может быть «неисправное или поврежденное транспортное средство», ну и, конечно же, открытые люки, ямы покрышки и другие предметы, оставленные на дороге.
o А также введены понятие «ограниченной видимости» и понятие «опережения» о котором будет сказано в Части 2.
2. (№4) Пристегиваться будет необходимо всем: не только рядовым водителям, но и сотрудникам спецслужб, инструкторам по вождению. Нас с Вами, то есть обычных водителей, эта поправка особенно не касается.
3. (№8) Аннулированы значения стрелок на светофорах, обозначенных в виде черного контура. Теперь светофор, на котором изображена такая стрелка, приравнивается к светофору без таковой.
4. (№11) Это изменение уточняет, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих 4 и более полосы, можно совершать поворот налево и разворот, если это не запрещено знаками и разметкой. Это нововведение облегчит жизнь водителям в некоторых ситуациях.
5. (№14) По поводу перекрестков с круговым движением, на самом деле принципиальных изменений не внесено. Преимущество автомобилей, уже двигающихся по кругу, будет иметь место только при наличии знаков «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено», установленных при въезде на перекресток с круговым движением, а не повсеместно для всех круговых перекрестков. Кроме этого, такие знаки и сейчас присутствуют перед некоторыми перекрестками с круговым движением и в целом не вызывают затруднений в их понимании у водителей.
6. (№15) Уточнен пункт, в котором прописывается обязанность водителей уступать дорогу пешеходам на пешеходных переходах. Теперь, если пешеход не только уже идет по пешеходному переходу, но и еще только ступил на него, водитель обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить этого пешехода. То есть пропускать надо даже тех пешеходов, которые еще не начали движение, этого сейчас водители в массе своей не делают. Но с другой стороны, не обязательно и останавливаться: чтобы пропустить пешехода, достаточно только снизить скорость.
7. (№16 и №17) Теперь «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах <…> должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни» для всех ТС без каких-либо исключений. Однако, учитывая П. 19.4 ПДД, можно вместо ближнего света фар в светлое время суток включать противотуманные фары, что наверняка будут делать многие водители.
8. (№18) Интересная поправка, касающаяся «моргания» дальним светом. По действующей версии ПДД можно многократно «моргать» дальним светом, чем многие пользуются особенно при движении по трассам. По новой версии ПДД «моргнуть» можно будет только один раз. Через какое время можно повторить «моргание» в случае, если другой водитель с первого раза не заметил Вашего сигнала, не уточняется.
9. (№20) Снова достаточно забавная поправка: теперь «велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные» должны двигаться не в крайней правой полосе, а только «возможно правее»
10. (№25) О приоритете знаков перед разметкой. Как и раньше временные знаки и временная разметка имеют преимущество перед постоянной разметкой, но теперь уточнено, что знаки, постоянные либо временные, имеют преимущество перед любой разметкой в случае их противоречия (знаков и разметки) или плохой различимости разметки. До этой поправки было не ясно, на что смотреть, если, например, постоянные знаки и постоянная разметка конфликтуют друг с другом.