СоцПроект "Россия-Украина"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sergei  
За границу со старыми "правами": можно ли?
ИринаДата: Вторник, 19.04.2011, 18:21 | Сообщение # 1
АДМИНИСТРАТОР САЙТА
Группа: Проверенные
Сообщений: 11878
Награды: 133
Статус: Отсутствует
За границу со старыми "правами": можно ли?

В последнее время у всех на слуху поправки в Конвенцию о дорожном движении, которые изменили форму национальных и международных водительских удостоверений (далее НВУ и МВУ соответственно). В интернете зашумели обсуждения: действительно ли теперь старое НВУ для поездки за границу? Нужно ли в довесок к нему получать МВУ? И что со старым МВУ?

Что же, будем потихоньку разбираться. И начнем, как ни странно... с выводов. Вдруг кому-то неохота читать всю статью и нужны лишь окончательные ответы.

Выводы

1. НВУ, выданное в России по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 13.05.2009 N 365 (такое НВУ пока называют новым), полностью отвечает поправкам в Конвенцию и с ним можно спокойно путешествовать за границей на авто. Дополнительно получать к нему еще и МВУ не нужно. К слову, после 1 марта 2011 году в Росси должны выдавать только новые НВУ.

2. НВУ, выданное в России по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 19.02.1999 N 120 (старое НВУ), не соответствует ни редакции Конвенции, действовавшей до поправок, ни новой ее редакции. Формально, только с ним за границу нельзя было ездить давно, обязательно нужно было получать МВУ или делать нотариальный перевод удостоверения на язык страны, в которую вы едете. И "по жизни" можно продолжать ездить со старым НВУ, только рассчитывая на неосведомленностью подавляющего большинства иностранных полицейских (милиционеров).

3. МВУ, выданное в России до 28 марта 2011 года по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 28.09.1998 N 603 (старое МВУ), также не отвечает поправкам в Конвенцию, но действует до истечения срока, на который было выдано и все страны-участницы Конвенции обязаны такое МВУ признавать. Единственное изменение: строго в теории, с 28 марта 2011 года МВУ за рубежом действительно, только если вы предъявляете еще и НВУ.

4. МВУ, выданное в Росии после 28 марта 2011 года по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 28.09.1998 N 603, не отвечает поправкам в Конвенцию, не может "подстраховать" старое НВУ и ехать с ним за границу нельзя.
Выводов мало и хочется понять почему все обстоит именно так и никак иначе? Что же, переходите к другим разделам материала.

Задачи и статус Конвенции о дорожном движении

Пока мы не уясним для чего нужна Конвенция и каков ее статус двигаться дальше нет смысла, без этого не объяснить происходящее.
Конвенция о дорожном движении заключена в Вене 8 ноября 1968 года. Ее цель - унифицировать для стран, подписавших документ, основные правила дорожного движения, требования к водителям и автомобилям, а также образцы "автомобильных" документов. Чтобы не было так, что одна страна допускает к вождению с 14 лет, другая с 50, в одной стране красный свет светофора - запрещающий, в другой - разрешающий и т.п.

И конечно любой "дорожный" служитель закона должен сразу понять, что иностранный турист показывает ему именно водительское удостоверение, а не, скажем, свидетельство об окончании курсов кройки и шитья. Без единых стандартов тут никуда. Для этого и существует Конвенция. В ней написано, какие сведения должно содержать НВУ, чтобы его признавали все страны - участницы Конвенции. Однако, государство по каким-то причинам может и не захотеть, чтобы форма НВУ, действующая на его территории, включала в себя все нужные сведения. Отчасти на этот случай придумали МВУ как довесок к НВУ. Форма и состав реквизитов МВУ также описаны в Конвенции.

Итак, если НВУ полностью соответствует Конвенции, то для поездки за рубеж МВУ получать НЕ обязательно, иностранный полицейский довольствуется вашим НВУ. Если же НВУ не соответствует Конвенции, без "правильного" МВУ, в сухой теории, не обойтись.

В сентябре 2004 года в Конвенцию внесли изменения, перекроившие состав показателей и формы как НВУ, так и МВУ. В марте 2006 года поправки вступили в силу, но странам - участницам дали пять лет на то, чтобы они привели формы своих удостоверений в порядок. 28-го марта (по другим подсчетам 29-го) 2011 года этот срок истек. В то же время, переходные положения обязали страны - участницы Конвенции признавать старые НВУ и МВУ иностранных туристов до истечения срока, на который были выданы документы (я сейчас имею в виду не российское НВУ, а НВУ вообще).

И последнее. Конвенция имеет приоритет над национальным законодательством. Если вдруг в законе страны - участницы написано, что водительское удостоверение иностранного автотуриста должно обязательно содержать фотографию в нижнем белье, а иначе оно недействительно, то эта норма работать не будет, Конвенция не позволит.

Старое российское НВУ "прокисло". И произошло это давно...

Описание реквизитов и формы НВУ содержится в Приложении 6 к Конвенции. Помимо прочего, с 1993 года (!) Приложение требует, чтобы сведения о водителе (ф.и.о., дата и место рождения, место жительства, номер и т.п.) нумеровались цифрами от 1 до 11. Смысл предписания понятен: полицейский должен быстро найти в НВУ иностранца нужные сведения именно с помощью нумерации, а не разбирать где что.
Однако, когда в 1999 году МВД России утверждало форму старого НВУ, министерство почему-то забыло заглянуть в Конвенцию. Из-за этого данные в удостоверении не пронумерованы. То есть все необходимые сведения, предусмотренные Конвенцией, в старом НВУ есть, а нумерации нет. Мелочь, скажете вы? Но эта мелочь, строго формально, сделала старое НВУ недействительным за границей. Причем с самого первого дня появления старой формы удостоверения. Конвенция не дает никаких поблажек: нумерация должна быть и точка. Иначе страна не обязана признавать НВУ иностранца на своей территории.

Предвижу возмущение бывалых автопутешественников. Мол, не один десяток стран со старым НВУ проехали и никогда проблем не было. Не спорю. Тем более, что к таким высказываниям могу и я примкнуть (например, по Украине столько наезжено, что не сосчитать). Но это никак не исправляет ошибку российского МВД, а лишь показывает доброту (невнимательность, неосведомленность, нужное подчеркнуть) иностранных полицейских (милиционеров). И если смотреть ТОЛЬКО в Конвенцию, старое НВУ для поездки за рубеж не годилось изначально. То есть 28 марта 2011 года ничего нового не принесло: как было старое удостоверение недействительным для "заграницы", так и осталось. Переходные положения на него НЕ распространяются.

Что же теперь делать законопослушным гражданам России, собравшимся за рубеж? Если у вас есть МВУ, выданное до 28 марта 2011 г., то езжайте с ним, оно действительно до истечения срока, на который выдано. А вот если же МВУ у вас нет, не спешите его получать. Дело в том, что МВУ в России и после 28 марта 2011 года продолжают выдавать по старой форме, которая поправки в Конвенцию не учитывает. То есть МВД наступает на те же грабли, что и в 1999 году, когда оно утвердило старую форму НВУ: выдает документ, не заглянув в Конвенцию.
Другой способ застраховать себя от проблем со старым НВУ - попробовать заменить его на новое. Но здесь надо признать, что в российском законодательстве такое основание для замены прямо не предусмотрено. Впрочем, это и не запрещено тоже. Сообщения на форуме показывают, что меняют старое НВУ на новое без каких-либо проблем. На крайний случай старое НВУ можно просто "потерять", тогда уж точно не откажут.

Предпоследний способ для тех, у кого нет нового НВУ или МВУ, выданного до 28 февраля 2011 года - сделать перевод старого НВУ на язык страны, в которую вы собираетесь, и заверить перевод нотариально. Но учитывая стоимость таких услуг и отсутствие привычки заграничных полицейских (милиционеров) к подобным бумагам, лучше все-таки обзавестись новым НВУ.
Последний способ для смелых: ничего не менять, ездить со старым НВУ до истечения срока, на который оно выдано. Как такое возможно? Читайте в следующем подразделе.

Если менять старое российское НВУ не хочется (не "можется")

Для того, чтобы признать старое российское НВУ недействительным, иностранный полицейский (милиционер) должен не просто знать о существовании Конвенции о дорожном движении, но и прекрасно разбираться в ее редакциях, а также владеть приемами юридической техники. Как вы понимаете, вероятность встретить столь осведомленного полицейского (милиционера) примерно равна вероятности встречи с динозавром. Скорее всего, именно поэтому старое российское НВУ в 99% случаев не вызывало вопросов за границей. Текст дублирован латиницей и ладно. А нумерация сведений? Ну, подумаешь, нумерация какая-то там.

Вот и ГИБДД уверена, что старое НВУ сохраняет свое действие в течение срока, на который выдано. Я знаю, что это не так, вы знаете, а знает ли иностранный служитель закона? Вряд ли (читаем первый абзац подраздела). Поэтому, если он знаком с русским языком (а в / на Украине с ним знакомы все инспекторы ДПС), распечатка официального сообщения российского ГИБДД должна защитить от всех придирок. Мол, смотрите, что говорит орган, выдавший мое старое НВУ, а вы мне тут доказываете, что оно недействительно?! Где вы, а где ГИБДД?!
Кстати, ГАИ Украины также полагает, что старое российское НВУ продолжает действовать и после 28 марта 2011 года. По крайней мере, если верить вот этому сообщению на форуме.

Еще одну лазейку дает статья 43 Конвенции о дорожном движении. Там написано, что НВУ, выданные в соответствии с прежними редакциями статьи 41 (это об НВУ) и Приложения 6 (состав показателей и форма НВУ) сохраняют свое действие до окончания срока, на который выданы. Это вполне можно прочитать и так, словно имеются в виду все существовавшие редакции Конвенции, включая и ту, в которой нумерация не требовалась. Конечно, эта трактовка неверна, однако, чтобы доказать вам обратное, полицейский должен быть почти юристом (опять читаем первый абзац подраздела).

Последний довод пригодится тем, кто едет в / на Украину. В украинских ПДД просто сказано, что НВУ иностранного водителя должно соответствовать Конвенции о дорожном движении. В какой редакции - не уточняется. Самой первой редакции, той, что 1968 года, старое российское НВУ соответствует. Значит все в порядке. Вы, безусловно, догадываетесь, что подобное прочтение ПДД Украины, скажем так, не совсем правильное, но вы ведь о своих догадках ИПДС-у не сообщите, верно? Пусть опровергает сам. Что маловероятно (см. пресловутый первый абзац подраздела).

"Российское" МВУ до и после 28 марта 2011 года

Реквизиты и описание МВУ установлены Приложением 7 к Конвенции о дорожном движении. Изменения не обошли их стороной, но, как уже было сказано, российское МВД их не заметило. Правда, есть переходные положения. Если собрать все это вместе, получается, что:

- МВУ, выданное в России до 28 марта 2011 г. остается действительным до истечения срока, на который выдано. С ним и старым НВУ можно ехать в ближние и дальние страны (включая Украину). Можно ехать и с комплектом "старое МВУ + новое НВУ", это совсем не лишено смысла (об этом чуть ниже);

- МВУ, выданное в России после 28 марта 2011 г., по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 28.09.1998 N 603, за границей недействительно. Старое НВУ оно никак не легализует, а для людей с новым НВУ оно просто бесполезно.

Еще одно нововведение: с 28 марта МВУ действительно только вместе с НВУ. То есть предъявлять полицейскому (милиционеру), по-хорошему, надо оба удостоверения. Однако, и ПДД Украины, и Инструкция по работе украинских инспекторов ДПС (ИДПС) по-прежнему обязывают иностранца передавать или МВУ или НВУ, а не два документа сразу. На это смело можно ссылаться, если, получив МВУ, ИДПС вдруг начнет требовать отдать ему еще и НВУ. Покажите удостоверение через стекло, пусть изучает. Передавать в этом случае НВУ, повторяю, вы не обязаны.

Кстати, задача МВУ не только в том, чтобы подстраховать НВУ, не соответствующее требованиям Конвенции. Есть и другое назначение. В каждой стране свои "лишенческие" нарушения. Скажем, в России за неостановку по требованию милиц..., ой, полицейского, права управления не лишают. А в / на Украине - очень даже. В такой ситуации несправедливо задерживать НВУ, поскольку иностранец теряет возможность управлять авто в своей стране при том, что по ее законам он ничего такого не совершил. Для этого случая Конвенция предусматривает, что в МВУ делается отметка о недействительности удостоверения на территории той страны, в которой иностранец совершил "лишенческое" нарушение. НВУ при этом не задерживается.

Правда, в / на Украине это предписание Конвенции не работает и МВУ там вполне могут задержать. Оспаривать случившееся придется или в подразделении ГАИ, или в суде. Ни на то, ни на другое у автопутешественников времени нет. Но даже с учетом этого, остаться без МВУ куда менее болезненно, чем без НВУ. Так что поездка в / на Украину с МВУ, выданным до 28 марта 2011 года, смысла не потеряла.

А что с украинскими "правами"?

В / на Украине сейчас ходит целая росыпь форм национальных водительских удостоверений. Но одно можно сказать точно: НВУ, выданное после 1 января 2005 года, по форме, утвержденной Приказом МВД Украины от 09.12.2004 N 1528, полностью соответствует обновленным предписаниям Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении. Как так получилось? Выше я говорил, что о поправках в Конвенцию стало известно еще в марте 2004 года. Их обсуждение развернулось лишь в 2011 году только потому, что закончился переходный период. Вот украинское МВД, с подачи Кабмина, и сработало в декабре 2004 года на опережение.

Правда, многих украинцев сбили с толку высказывания ГАИ Украины. Ведомство вдруг осознало, что украинское НВУ из Приказа N 1528 бессрочное и на этом основании решило, что удостоверение не отвечает новым требованиям Конвенции. Но в ГАИ, видимо, прочли только Приложение N 6 к документу (там реквизиты НВУ) и забыли заглянуть в основной текст. А основной текст гласит, что страна - участница Конвенции МОЖЕТ, а вовсе не обязана предусмотреть срок действия НВУ. Украина этим ПРАВОМ (а не обязанностью) не воспользовалась, соответственно, вопросов к бессрочному НВУ ни у кого быть не должно.

Что же, с украинскими НВУ, полученными, начиная с 2005 года все более или менее ясно. Вы обзавелись украинским НВУ до 2005 года?Тогда загляните в приложение 6 к Конвенции в редакции, действовавшей до поправок. Если ваше удостоверение содержит все нужные сведения, в частности, нумерацию пунктов и дублирование записей латиницей, то с таким НВУ можно ехать за рубеж. И что забавно, ездить можно бесконечно. Как вы помните, переходные положения предусмотрели, что НВУ с реквизитами из старой редакции Конвенции действует до истечения срока, на который оно выдано. А украинские НВУ, насколько я знаю, и до 2005 года были бессрочными. Соответственно, переходные положения на такие НВУ распространяются... вечно. Хотя, может и не стоит дразнить иностранных полицейских, при случае НВУ, выданное до 2005 года, лучше заменить.
Если украинское НВУ, выданное до 2005 года, не отвечает ни старой, ни новой редакции Конвенции, а менять его неохота, можно либо получить МВУ, либо перевести НВУ на язык страны, выбранной для поездки, и заверить перевод нотариально.

Ссылки на тексты нормативных документов, упоминавшихся в статье

1. Конвенция о дорожном движении (заключена в Вене 08.11.1968):
- редакция, действовавшая до изменений;
- редакция, действующая после изменений.

2. Приказы МВД РФ:
- от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения";
- 19.02.1999 N 120 "Об утверждении образцов водительских удостоверений" (ред. от 20.07.2000, с 01.03.2011 утратил силу);
- 28.09.1998 N 603 "О международном водительском удостоверении" (ред. от 20.07.2000).

3. ПДД Украины.

4. Инструкция по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД, утв. Приказом МВД Украины от 27.03.2009 N 111.
5. Приказ МВД Украины от 09.12.2004 N 1528 "Об утверждении технических описаний национального водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства новых образцов"

Спасибо сайту Антона Дыбова за представленную информацию
http://www.adybov.ru/index.p....temid=1


Вы, меня звали ?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: