Будем исходить из того, что Вы убедились, что это не лже-гаишник. Пока не убедились - не отдавайте ничего ему в руки
примерные признаки настоящих и лже- ИДПСов см. здесь
http://www.adybov.ru.postman.ru/auto/ruua-kazaki.htm
внесу поправку - только что приняли решение, что в "песочный" цвет переодевать на лето не будут, голубое-синее обмундирование.
Если сомневаетесь - попросите удостоверение, перепишите данные и демонстративно звоните в местное управление ГАИ : я проверю, состоите ли Вы на службе и уполномочены ли здесь и в данное время регулировать движение) Убедились, что
за данное правонарушение лишение (а следовательно, и изъятие) ВУ украинским КоАПом не предусмотрено,
см. таблицу штрафов здесь
http://www.adybov.ru.postman.ru/auto/ruua-pddpenaltiestables.htm
и гаишник задерживает в лапах ВУ исключительно чтобы противозаконно принудить Вас заплатить штраф в банке (или предлагает, пока у него в руках Ваше ВУ, "проехать со мной до банка и заплатить, тут недалеко") - такое бывает.
Опираясь на аргументы А.Дыбова (лучше иметь распечатку), для начала РАЗЪЯСНЯТЬ, почему это незаконно. В частности, почему незаконно изымать ВУ в качестве обеспечения уплаты штрафа согласно пункту 7 Типовых рекомендаций по улучшению взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и собственниками транспортных средств, на который, возможно, гаишник сошлется.
и если воспитательно-просветительские меры не принесли плодов -
Потребовать внести в протокол запись об изъятии ВУ (в пункт До протокола додається) и потребовать свой экземпляр, заверить, что успешно обжалуете его незаконные действия, т.к. изымать законно можно только за нарушения, по которым предусмотрено лишение ВУ
если протокол не составлялся,т.е. Вы согласились с правонарушением и гаишник имел полномочия вынести постановления на месте, значит, нарушение было таким, за которое не предусмотрено ни лишение ни изъятие ВУ до суда. И гаер просто совершает откровенное беззаконие, преступление, удерживая ВУ без всякого документального оформления
Следовательно, лучше НЕ соглашаться с нарушением, чтобы он не вынес постановление без протокола, и требовать внести запись в протокол об изъятии ВУ. В крайнем случае, сами в разделе протокола "по суті порушення пояснюю" укажите на действия гаишника.
Если он не сможет вынести постановление о штрафе на месте - значит, и ему изымать ВУ для немедленной оплаты в банке не будет иметь смысла.
Если же постановление все же вынесено - просто укажите на то, что гаер, по сути, незаконно изъял ВУ под благовидным предлогом. Но позиции становятся слабее. и далее остается только звонить "везде и сразу" с жалобами.
А значит, лучше НЕ соглашаться с нарушением и требовать составить протокол, причем, чтобы гаишник не мог вынести постановление на месте, записать в протоколе, что нуждаетесь в адвокате и переводчике.
Не получится что-то вносить в протокол, если он уже составлен и подписан сторонами (а пустоты перечеркнуты). Значит, все эти разговоры следует вести ДО ТОГО, как Вы оставили подпись под протоколом или постановлением. "Верните, будьте любезны, ВУ и св-во о регистрации ТС" - А Вы подпишите вначале" - " Подпишу, но вначале верните ВУ" - "Нет, вначале подпишите" - "Я подпишу, но поскольку Вы незаконно отказываетесь вернуть ВУ, я сделаю запись об этом в своих пояснениях, с целью обжаловать Ваши действия в вышестоящем органе ГАИ или в суде" (и если соглашались с нарушением - скажите, что раз незаконно изымается ВУ - подписывать Постановление не будете, и категорически требуете протокол с внесением записи об изъятии ВУ)
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ, ЧТО ПОДПИСЫВАЕТЕ!
Могут предложить подписать бумажку о том, что Вы добровольно сдаете ВУ до уплаты штрафа. Значит, не подписывать ничего, кроме ПРОТОКОЛА или в крайнем случае ПОСТАНОВЫ, и если гаишник настаивает, что должны подписать и бумаженцию о добровольной сдаче - скажите, что НИЧТО Вас не обязывает такие обязательства подписывать, грозитесь сделать запись и об этих незаконных требованиях в протокол, в свои объяснения. А следовательно, раз они такие "честные", вообще лучше ВСЕГДА отрицать факт нарушения (а следовательно, не нарушать), ВСЕГДА требовать составление протокола и устно и письменно (вносить в свои объяснения в протоколе) требовать адвоката и переводчика (тогда постанову не вынесут на месте и удерживать ВУ для обеспечения уплаты штрафа на месте не будет смысла). Пока ВУ не возвратят, протокол не подписывать, и если не помогает - подписать только при условии, что гаишник внесет сведения об изъятии ВУ или Вы в противном случае запишете все пояснения, что незаконно делал ИДПС.
Если гаер требует последовать с ним к банку для уплаты, не отдавая ВУ, заявить, дополнительно, что Вы не обязаны платить штраф немедленно - на это КоАП дает 15 дней ВСЕМ (и иностранцам)
http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1011.29.133&nobreak=1
Стаття 307. Строки і порядок виконання постанови про накладення штрафу
Штраф має бути сплачений порушником не пізніш як через п'ятнадцять днів з дня вручення йому постанови про накладення штрафу, а в разі оскарження або опротестування такої постанови - не пізніш як через п'ятнадцять днів з дня повідомлення про залишення скарги або протесту без задоволення.
И что Вы планируете заплатить в установленный срок, но сейчас у Вас другие планы. И если Вас, уважаемый ИДПС, это не останавливает в требовании проехать с ним в банк - то Вы подчинитесь и согласитесь КУДА-ЛИБО следовать против своего желания ТОЛЬКО при условии составления протокола административного задержания, для последующего обжалования незаконных действий. Для составления такого протокола у него нет оснований.
И как финал любого варианта, если ничего пока не помогло - попросить вежливо предъявить удостоверение, указав, что он обязан это сделать согласно статье 5 Закона Украины о милиции,
пока он держит в руках его - вслух произнести, и по памяти быстро демонстративно переписать (а лучше вообще это сразу сделать, на случай если ряженый - или просто чтобы уже были аргументы в руках и гаишник не позволял себе лишнего)
и заявить "я сообщу о Ваших действиях по тел. доверия местного УГАИ (или Департамента ГАИ в Киеве)" и излагайте ситуацию, вооружившись всей выше и нижеизложенной информацией
распечатайте телефоны, например, Погранинформлист
http://www.rossiane.narod.ru/sov_ros.htm
если Вы все-таки согласны с нарушением и поверили в честность гаишника, и он уже вынес постановление и дальше настаивать на внесение сведений в протокол не имеет смысла - то потребовать удостоверение и звонить по тел. доверия в ответ на откровенно беззаконные действия - последний вариант.
Если звонок в ГАИ не помогает - звоните в консульство, звоните в службу поддержки Системы РвУ, звоните в прокуратуру, звоните везде и сразу - где нибудь сработает.
http://www.adybov.ru.postman.ru/auto/ruua-pddpenalties.htm
(рекомендую пройти по ссылке и ознакомиться с данным и прочими материалами)
5.1.2 Возможно также милиционер попытается сослаться на Приказа МВД Украины от 30.06.1998 № 482, который якобы позволяет ему изъять ВУ иностранца до уплаты штрафа. Но в настоящее время этот документ не применяется, подробное обоснование этого утверждения вы найдёте в пункте 3.3.2 данного подраздела.
5.1.3 Наконец, у ИДПС-ов есть один, относительно "честный", способ задержания ВУ за нарушение, которое на самом деле такую меру не предусматривает. Водителю на определенном этапе документального оформления нарушения (обычно после протокола) подсовывают неприметную бумагу. Из неё следует, что водитель добровольно сдает документ на хранение в ГАИ до уплаты штрафа. Рецепт противоядия очевиден - не подписывайте НИЧЕГО, кроме протокола и, в отдельных случаях, постановления об административном правонарушении (на украинском - "постанова"). Размер протокола и постановления примерно равен листу А4, с формой протокола вы можете ознакомиться ниже.
3.3.2 Задержание водительского удостоверения (далее - ВУ) до уплаты штрафа КоАП Украины не предусмотрено. Единственное основание для изъятия легального ВУ - совершение его владельцем нарушения, одной из мер ответственности является лишение права управления. Если ИДПС настаивает на обратном, напомните ему о содержании части 1 статьи 265-1 КоАП Украины, пункта 3 Порядка изъятия ВУ и талона ГТО, а также о содержании пункта 7.1 Инструкции МВД Украины по оформлению административных правонарушений (отрывки из этих документов ниже). Есть информация, что в ответ ИДПС-ы ссылаются на пункт 7 Типовых рекомендаций по улучшению взаимоотношений милиции с участниками дорожного движения и собственниками транспортных средств <утв. Приказом МВД Украины от 30.06.1998 № 482>. Этот пункт якобы даёт им право изъять ВУ иностранца до уплаты штрафа. Однако, сейчас эти Типовые рекомендации применению не подлежат по следующим причинам:
а) Приказ МВД Украины от 30.06.1998 № 482, утвердивший рекомендации, нигде не публиковался, его текст отсутствует на сайте Верховной Рады Украины (законодательный орган страны, в РФ такие функции возложены на Госдуму), что исключает возможность его применения в публичных правоотношениях;
б) Типовые рекомендации, в части возможности изъятия ВУ до уплаты штрафа, грубо противоречат нормативным актам большей юридической силы: ч.1 ст.265-1 КоАП Украины и п.3 Порядка изъятия ВУ и талона ГТО, утвержденного Кабмином Украины. Дело в том, что Типовые рекомендации создавались тогда, когда КоАП Украины действительно позволял задерживать ВУ до уплаты штрафа. Однако с тех пор Кодекс не раз изменялся и начиная с 2004 года в нём такой нормы НЕТ;
в) Типовые рекомендации грубо противоречат приказам МВД Украины, вышедшим после Приказа № 482, а именно Приказу от 13.11.2006 № 1111, утвердившему Инструкцию по деятельности ДПС и Приказу от 26.02.2009 № 77, утвердившему Инструкцию по оформлению административных правонарушений. Ни один из этих документов не разрешает сотрудникам ГАИ изымать ВУ до уплаты штрафа. Только за совершение нарушения, одной из мер ответственности за которое является лишение права управления (что логично, учитывая нормы КоАП Украины и Порядка изъятия ВУ и талона ГТО). По общему правилу, применению подлежит более поздний документ.
Часть 1 статьи 265-1 КоАП Украины
Оригинал Перевод
У разі наявності підстав вважати, що водієм вчинено порушення, за яке відповідно до цього Кодексу може бути накладено адміністративне стягнення у вигляді позбавлення права керування транспортними засобами, працівник Державної автомобільної інспекції тимчасово вилучає посвідчення водія до набрання законної сили постановою у справі про адміністративне правопорушення, але не більше ніж на три місяці з моменту такого вилучення, і видає тимчасовий дозвіл на право керування транспортними засобами. Про
тимчасове вилучення посвідчення водія робиться запис у протоколі про адміністративне правопорушення.
При наличии оснований полагать, что водителем совершенно нарушение, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, работник Государственной автомобильной инспекции временно изымает удостоверение водителя до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на три месяца с момента такого изъятия, и выдает временное разрешение на право управления транспортными средствами.
О временном изъятии удостоверение водителя делается запись в протоколе об административном правонарушении.
Порядок изъятия водительского удостоверения, талона о прохождении государственного технического осмотра и лицензионной карточки на транспортное средство и их возврата, утв. Постановлением Кабмина Украины от 17.12.2008 № 1086
Оригинал Перевод
3. Посвідчення водія тимчасово вилучається за наявності підстав вважати, що водієм вчинено правопорушення, передбачене Кодексом України про адміністративні правопорушення, за яке може бути накладено адміністративне стягнення у
вигляді позбавлення права керування транспортним засобом.
3. Водительское удостоверение временно изымается при наличии оснований полагать, что водителем совершено правонарушение, предусмотренное Кодексом Украины об административном правонарушении, за которое может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортным средством
Инструкция по оформлению работниками Госавтоинспекции МВД материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД Украины от 26.02.2009 № 77
Оригинал Перевод
7.1. У разі вчинення водієм порушення, за яке відповідно до статті 265-1 КУпАП може бути накладено адміністративне стягнення у вигляді позбавлення права керування транспортними засобами, працівник Державтоінспекції МВС тимчасово вилучає посвідчення водія до набрання законної сили постанови в справі про адміністративне правопорушення і видає тимчасовий дозвіл на право керування транспортними засобами... терміном дії три місяці.
7.1. В случае совершения водителем нарушения, за которое в соответствии со статьёй 265-1 КоАП Украины может быть наложено админстративное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, работник Госавтоинспекции Украины временно изымает водительское удостоверение до вступления в силу постановления об административном правонарушении и выдаёт временное разрешение на право управления транспортными средствами... на срок три месяца
3.3.3 Задержание водителя для уплаты штрафа КоАП Украины не предусмотрено. Это следует из порядка уплаты штрафа - банковским платежом в течение 15 дней со дня вручения копии постановления. Если ИДПС хочет вас куда доставить против вашей воли, то сделать он это может только оформив специальным протоколом административное задержание. Но в случае с уплатой штрафа это глупо (точнее, незаконно) - задержанный человек, при всем желании, не в состоянии заплатить штраф в банке. Кроме того, задержание за "дорожное" нарушение предполагает невозможность составления протокола на месте, чего никогда не бывает <ст.259, 260, 261, 263, ч.3 ст.307, ст.308, 309 КоАП Украины, п.5 ст.11 Закона Украины от 20.12.1990 № 565-XII "О милиции">. Наконец, напомните ИДПС-у, что согласно пункту 13.9 Инструкции МВД Украины по оформлению материалов об административных правонарушениях милиционер должен:
а) РЕКОМЕНДОВАТЬ водителю (а не тащить за шиворот в банк) решить все вопросы по уплате штрафа в месте совершения нарушения;
б) предпринять все предусмотренные ЗАКОНОМ (но не собственной фантазией) действия для обеспечения уплаты штрафа в кратчайший срок. С учётом сказанного выше, с законными способами у ИДПС-а явные проблемы.
КоАП Украины
Оригинал Перевод
Стаття 259
З метою складення протоколу про адміністративне правопорушення в разі неможливості скласти його на місці вчинення правопорушення, якщо складення протоколу є обов'язковим, порушника може бути доставлено в міліцію...
Стаття 261
Про адміністративне затримання складається протокол, в якому зазначаються: дата і місце його складення; посада, прізвище, ім'я та по батькові особи, яка склала протокол; відомості про особу затриманого; час і мотиви затримання. Протокол підписується посадовою особою, яка його склала, і затриманим.
Про місце перебування особи, затриманої за вчинення адміністративного правопорушення, негайно повідомляються її родичі, а на її прохання також власник відповідного підприємства, установи, організації або уповноважений ним орган.
Стаття 263
Адміністративне затримання особи, яка вчинила адміністративне правопорушення, може тривати не більш як три години.
Строк адміністративного затримання обчислюється з моменту доставлення порушника для складення протоколу, а особи, яка була в стані сп'яніння, - з часу її витвереження.
Статья 259
С целью составления протокола об административном правонарушении, в случе невозможности его составления на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию...
Статья 261
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, которое его составило, и задержанным.
О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются её родственники, а также по его желанию также собственник соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.
Статья 263
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может продолжаться не более чем три часа.
Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находившегося в состоянии опьянения, - с момента его вытрезвления.
Инструкция по оформлению работниками Госавтоинспекции МВД материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД Украины от 26.02.2009 № 77
Оригинал Перевод
13.7. Оформлення матеріалів порушень правил дорожнього руху іноземцями та особами без громадянства, які не мають
дипломатичного імунітету, здійснюється відповідно до чинного законодавства.
Під час оформлення матеріалів про вчинене іноземцем або особою без громадянства правопорушення йому рекомендується вирішити всі питання щодо провадження в адміністративній справі за місцем учинення цього порушення. Працівники Державтоінспекції МВС повинні використати всі передбачені законодавством можливості щодо розгляду та виконання постанови у справі про адміністративне правопорушення в найкоротші терміни.
13.7. Оформление материалов нарушений иностранцами и лицами без гражданства, которые не имеют дипломатического иммунитета, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Во время оформления материалов о совершённом иностранцем или лицом без гражданства правонарушении ему рекомендуется разрешить все вопросы по производству административного дела в месте совершения этого нарушения. Работники Госавтоинспекции МВД обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для рассмотрения и исполнения постановления по делу об административном правонарушении в кратчайший срок.
3.3.4 Задержание машины и её эвакуация на спецстоянку (штрафплощадку) до уплаты штрафа КоАП Украины не предусмотрены <ст.265-2 КоАП Украины>.
3.3.5 Информирование украинской ГАИ пограничников о том, что иностранец оштрафован, законодательством не предусмотрено. Как и не предусмотрено внесение каких-либо записей о нарушении во вторую половину иммиграционной карточки иностранного водителя. Более того, в / на Украине нет единой базы по административным нарушениям, только по отдельным областям. Есть информация, что к концу 2009 года планируется создание единой базы, которая позволит контролировать уплату штрафов иностранцами. Но пока базы НЕТ <Приказ Госкомграницы Украины от 25.07.2001 № 440, строка 4 Перечня информационных ресурсов (баз данных) и функциональных заданий системы "Аркан" (приложение к Положению об интегрированной телекоммуникационной системе по контролю лиц, ТС и грузов, пересекающих государственную границу, утв. Приказом Администрации Госпогранслужбы, Гостаможслужбы, Госналогадминистрации, МВД, МИД, Минтруда, Службы безопасности, Службы внешней разведки Украины от 03.04.2008 № 284/287/214/150/64/175/266/75>.
3.3.6 Запрет на выезд страны до уплаты штрафа украинским законодательством не установлен. Перечень причин для такого запрета закрыт. Выезд иностранцу могут запретить только если <статья 26 Закона Украины от 04.02.1994 № 3929-XII "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства">:
а) в отношении него ведется дознание или предварительное следствие или уголовное дело рассматривается судом – до окончания производства по делу;
б) он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;
в) выезд противоречит интересам обеспечения безопасности Украины - до прекращения обстоятельств, которые препятствуют выезду.
г) он имеет имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами в Украине. Государство, которому вы должны штраф за нарушение ПДД, ни к физическим, ни к юридическим лицам не относится.
3.3.6 Единственная ложка дегтя в бочке этого "меда" - это норма о возможном запрете на въезд иностранца, нарушившего (в любой форме) во время предыдущего визита в страну украинское законодательство. Но для этого пограничники должны, как минимум, узнать о факте нарушения. МВД Украины их такими сведениями не снабжает - это не предусмотрено совместным ведомственным приказом об общей базе данных. Видимо поэтому "новейшей истории" поездок в Украину не известны случаи запрета на въезд из-за прошлых нарушений ПДД и неоплаченных штрафов <ст.25 Закона Украины от 04.02.1994 № 3929-XII "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства", Приказ Администрации Госпогранслужбы, Гостаможслужбы, Госналогадминистрации, МВД, МИД, Минтруда, Службы безопасности, Службы внешней разведки Украины от 03.04.2008 № 284/287/214/150/64/175/266/75>.
[управление МВД может само принять решение о запрете на въезд (по факту любого правонарушения, но запрещают, обычно, тем, кто не хочет платить штраф), но делать это "вслепую", не зная, уплачен штраф или нет - не станет, а об этом она пока не имеет технических возможностей узнать. Такие образом, если изображать лояльность и обещать заплатить вовремя, МВД не станет запрещать въезд. - Р.Г.]
4.2 В информации о штрафах, размещенной на сайте ГАИ Украины предупреждение не упоминается. Поэтому есть вероятность, что ИДПС будет внушать, что за ваше нарушение предусмотрено куда более существенное наказание. Это ложь. Вежливо напомните ИДПС-у: предупреждение в КоАП Украины есть, установлена такая мера ответственности в статье 125 Кодекса. Той самой статье, которая в сообщении ГАИ почему-то пропущена: то ли намеренно, то ли по незнанию.
Статья 125 КоАП Украины
Оригинал Перевод
Інші порушення правил дорожнього руху, крім передбачених статтями 121-128, частинами першою і другою статті 129, статтями 139 і 140 цього Кодексу, -
тягнуть за собою попередження.
Иные нарушения правил дорожного движения, кроме предусмотренных статьями 121-128, частями первой и второй статье 129, статьями 139 и 140 настоящего Кодекса, -
влекут за собой предупреждение.
4.3 Однако, если верить сообщению одного из участников форума (см. ближе к середине ветки), предупреждение может оказаться не столь безобидным, как кажется на первый взгляд. По словам сотрудника Управления ГАИ Украины по Черниговской области, в этом регионе практикуется следующая схема. Иностранцу выносят предупреждение, затем он добровольно подписывает документ о добровольной же сдаче водительского удостоверения до суда и снова по своей воле едет с милиционерами в суд. Там судья выносит постановление о выдворении иностранца за пределы страны и там же в его паспорт ставят отметку о запрете на въезд в течение пяти ближайших лет. Все это очень похоже на сказку для взрослых, но если ВДРУГ такое действительно случится, сопротивляться можно так.
4.3.1 Не дайте "предупредить" себя на дороге. То есть не соглашайтесь с вменяемым нарушением и заявите, что нуждаетесь в защитнике. Это автоматически лишает ИДПС-а возможности вынести постановление на месте совершения правонарушения <ч.1 ст.258, ст.268 КоАП Украины>.
4.3.2 Не подписывайте НИКАКИХ документов, кроме протокола. Если сотрудник ГАИ настаивает, заявите, что нуждаетесь в переводчике, который сможет перевести вам содержание документа. На предложение услуг по переводу милиционером, отвечайте категорическим отказом <ст.268 КоАП Украины>.
4.3.3 Если сотруднику ГАИ все же как-то удалось "предупредить" вас, объясните ему, что у вас нет никакого желания ехать с ним в суд. ИДПС-у очень хочется чтобы поездка состоялась? Пусть оформляет административное задержание. Это единственная ЗАКОННАЯ возможность доставить вас куда бы то ни было против вашей воли <ст.260, 261 КоАП Украины>.
4.3.4 Если вдруг свершилось чудо и ИДПС решил все-таки оформить задержание, спросите его, нет ли где поблизости его коллеги - работника Департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД Украины. Ведь до того, как этот работник примет решение о вашем выдворении, везти вас в суд бесполезно. Потому что суд выносит постановление о немедленном выдворении лишь на основании этого решения. Да и решения мало - о его принятии в течение суток должен быть извещен районный или городской прокурор (впрочем как и вы). ИДПС на принятие решения о выдворении не уполномочен <ст.32 Закона Украины от 04.02.1994 № 3929-XII "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства", подп.14 п.3 Положения о Государственном департаменте по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц, утв. Постановлением Кабмина Украины от 04.07.2007 № 844, Положение о ГАИ МВД Украины, утв. Постановлением Кабмина Украины от 14.04.1997 № 341>.
4.3.5 Учтите также, что истории не известны документально оформленные случаи выдворения иностранцев из Украины за "дорожные" нарушения. Хотя, нельзя и не сказать, что в теории такая возможность существует. На практике же она, как вы могли убедиться, трудно реализуема <ст.32 Закона Украины от 04.02.1994 № 3929-XII "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства">.